Тема свободы в советское время была одной из самых популярных. Говорили о "свободе, равенстве и братстве" много. Но, как известно, эти разговоры велись в очень несвободное время, когда человек не мог даже выбрать, что ему купить в магазине, так как выбирать было не из чего, не мог читать то, что хочется, смотреть фильмы "про любовь", например, а не про колхозы, не мог заглянуть за "железный занавес", не мог свободно выразить своё мнение без оглядки на кого-то и т. д.
Герои романа Улицкой "Казус Кукоцкого" вообще живут в страшное время — в эпоху сталинизма, когда миллионы людей были лишены свободы в прямом смысле, когда у человека отнимали жизнь за малейшее "ослушание". И тем не менее они внутренне свободны.
О том, что тема свободы в романе главная, Людмила Улицкая призналась в интервью "Независимой газете": "Для живущего человека свобода — это всегда личное действие в данных ему обстоятельствах. Для меня, если хотите, "Казус Кукоцкого" — это исследование возможности реализовать свободу в очень жёстких тоталитарных условиях". Также писательница не раз признавалась, что её интересует, где пролегают границы человеческой свободы. Вроде бы причём здесь события романа, его герои и эта "вечная" тема? Но так кажется лишь на первый взгляд.
Павел Петрович Кукоцкий — врач "от Бога", обладающий редким даром, таких сейчас называют "человек-рентген". По Улицкой, профессия врача сродни деятельности жреца или священника. Маленькую Таню, кстати говоря, тоже лечит "жрец", наделённый талантом слышать то, что происходит в организме человека. Павел Петрович служил только науке, никогда своим принципам не изменял, ни перед кем не пресмыкался. Своё мнение выражал без боязни даже в министерских кабинетах. Если где-то себя и сдерживал, то только ради тех "брюхатых баб", которых он спасал. Когда чувствовал, что его внутренней свободе что-то угрожает, что остаётся миллиметр — и граница будет пересечена… Тогда он, как это свойственно нашему человеку, пил горькую.
Павла Петровича окружают по сути своей свободные женщины. Свободна в своём выборе Елена: замужняя женщина, она когда-то полюбила его и пошла за ним без раздумий. И была счастлива. Пока не почувствовала, как этот очень свободолюбивый человек грубо лишает её права отстаивать свою точку зрения. И тогда она ушла в мир своих пророческих снов, в иллюзорный мир, где всегда счастье и справедливость.
Преданная Елене Василиса верит в Бога в эпоху всеобщего атеизма и живёт «по-божески». Никто не в состоянии навязать что-то этой полуобразованной женщине, оценку происходящего она делает сама в соответствии со своей верой. Разве она не свободна?
Таня самая свободная и обаятельная в романе. Воспитанная внутренне свободными людьми, она и жила так, как велела свободная душа: занималась тем делом, которым хотела заниматься, и не делала того, что её сердце отвергало, искала себя. Жила так: хочется разделить постель с этим человеком — разделю, забеременела — рожу, и никого спрашивать не буду, захотелось к морю — поеду, полюбила — буду с любимым. Обыватель называет такой образ жизни "распущенностью". Но как просто заклеймить человека, и насколько сложно понять мотивы его поступков, так же сложно бывает определить, где пролегают те самые Границы свободы и моральной распущенности, свободы и безответственности. Возможно, Таня где-то эту линию переступила, раз автор делает её жизнь такой короткой. А полюбила Таня тоже подобного себе, не задумывающегося о границах свободы "вольного художника" Сергея. Но недолго были они счастливы.
Томочка вот так и не стала свободной, хотя тоже выросла в той же семье, что и Таня. Погрязла Томочка в серой рутине, замкнулась в узком мещанском мирке. Так и осталась на всю жизнь "спелёнутой". Только от детей она была свободна: не хотела повторить судьбу матери. Но разве это истинная свобода? Это лишь иллюзия свободы.
Лучший друг Павла Петровича Гольдберг реально на свободе провёл немного времени, за плечами у него было три срока, но внутренне он был свободнее многих, живших в то время. Никогда ничего не боялся, в том числе и заключения. Занимался наукой, тем, что его интересовало в ней — генетикой, бывшей тогда под запретом. Как известно, из-за "мракобесного наступления на науку" мы отстали в развитии некоторых её областей от всего мира. Гольдберг читал запрёщённые книги, писал гневные обличительные письма во все инстанции, бил по физиономии оппонентов, заступался за незнакомых женщин, говорил неприятную правду в глаза лучшему другу — так жил этот "святой безумец". И Судьба его хранила. Сроки он получал небольшие, "за хулиганство", выходил и далее занимался любимым делом, в то время как многие его коллеги и единомышленники были расстреляны.
Получается, что быть свободным или нет — зависит только от человека. Тут невольно вспоминается толстовский Пьер Безухов в плену у французов, когда он сделал для себя важнейшее открытие, что никто не может взять в плен его бессмертную душу, что истинная свобода лежит в этой плоскости. Некоторые люди вроде бы живут на свободе, но всю жизнь находятся в зависимости от своих страхов, от комплексов, от страстей и пороков. Кому-то свобода вовсе и не нужн
а, кого-то устраивает, что его ведут по жизни, опекают, принимают за него решения. Может, это потомки тех, кто плакал от горя, узнав об отмене крепостного права.
Если мы хотим жить в свободной и счастливой стране и того же желаем своим детям, мы должны научиться взращивать ростки свободы в своих душах. Как Антон Павлович Чехов, который, «по капле выдавливал из себя раба».
Очень понравилось! Но пошлость, описывающая дар врача от Бога — как «пиздяных дел мастер» давит.
Не стала бы называть это пошлостью. Подобные выражения не выдуманы автором, а взяты из жизни, в народе ещё не так этих врачей называют. Многих коробит натурализм в этом романе, например, описание содержимого банки, которую принёс Кукоцкий в министерский кабинет. Но не надо забывать, что всё в книге подчинено авторскому замыслу и оправдано им.
Любопытная история с Татьяной. А что скрывалось за её свободой? Она руководствовалась только «хочу- не хочу» и «нарвится не нравится».Она была свободна от ответственности перед другими людьми. Она совершенно не думала о тех, кто переживал за неё, кого она приручила. Повинуясь своим влечениям она не задумываясь вступает в связь то с одним братом Гольдбергом, то с другим, затем уходит к Сергею. А что чувствуют при этом братья, ей не приходилось об этом думать? Останься она в живых, кто знает, не ушла ли бы она с такой же лёгкостью и от Сергея, если бы встретила новое увлечение. Ну, родила. А дальше? Привыкшая всегда идти навстречу своим желаниям, как бы она смогла воспитать своих детей?
Свободе-то она научилась, а научилась ли думать о других, научилась ли ответственности.
И, если честно, несколько матерных слов в романе корёжат.
Опутала, оплела своим цветистым языком писака Улицкая, персонажи ее придуманные — фантомы, выстроенные на стереотипах, существующих в нашем сознании. На каждом шагу — ложь, лицемерие, еврейское желание унизить русский народ. Вот теория генетика Гольдберга о вырождении русского народа — белых офицеров убили или вынудили эмигрировать — потеря 300 000 племенных жеребцов, Кулаков сгноили — а это лучшие крестьяне, самые трудолюбивые, далее — война 1941 года — погибли самые отважные.
Но тогда еврейский народ, который убивали на протяжении веков во всех странах, где он успел расселиться, должен по этой теории вообще представлять из себя сброд! Но это же явно, не так, госпожа Улицкая?
Теорийка Гольдберга Улицкой ошибочна. Давайте начнем с белых офицеров — ум честь и совесть царской эпохи. Такие ли уж они были замечательные как рисует наше сознание? Конечно, нет! Обычные люди! Не лучше других, были среди них и подлые и трусливые и порочные — пьяницы и кокаинисты. Щедро делились своими ценными генами с крестьянскими женщинами, которые абортов не знали, а рожали и рожали барских отпрысков.
Такими же были и кулаки, такими же были и погибшие воины — обычными нашими людьми.
Так что мы видим в Романе: созданы уродливые персонажи — тупая Василиса, подлый приемыш Томочка, больная психически Елена, ее порочная дочь не без изъяна в голове, а в центре — гениальный ученый гинеколог, ратующий за свободу абортов, но из-за жестокости Советской власти спившийся и умерший.
Какой блестящий пример в пользу фашистской теорийки Гольдберга-Улицкой. Кстати евреи в романе исключительно позитивные и нормальные люди. Невольно залюбуешься.
И теперь абсолютно понятно, за что Улицкую осыпали премиями разнообразные еврейские комитеты и фонды.
Потому, что есть на свете свободные люди — госпожа Улицкая, едко и остроумно пропагандирующая враждебные России идеи, покойная уже госпожа Новодворская, целью которой было уничтожение СССР и России вообще. Кстати лозунгом НЕТ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА баба Лера активно пользовалась, пока ей было выгодно. А остальное народонаселение России есть твари дрожащие и право имеют рукоплескать бабе Люде Улицкой. А иначе будут обозваны рабами.